Отмечать тенденции, которые будут определять развитие той или иной отрасли в будущем, для такой динамично развивающейся сферы, как ритейл - особенно актуально. Поэтому мы решили выделить основные тенденции российского рынка.
1. Открытие аптек в продуктовых магазинах.
ПАО «Магнит», крупнейший по числу магазинов продуктовый ритейлер на российском рынке, объявил о запуске нового формата. В Краснодаре состоялось открытие первых четырех аптек под брендом «Магнит Аптека», созданных на базе магазинов «у дома» и гипермаркетов розничной сети. В рамках тестового проекта «Магнит Аптека» компания запускает торговые точки с низкими ценами, востребованным ассортиментом и современной организацией пространства.
2. Запуск собственных программ лояльности.
Компания X5 Retail Group, второй по величине продуктовый ритейлер на российском рынке, объявила о завершении пилотного периода работы программы лояльности, внедряемой в торговой сети «Пятерочка». В 38 регионах присутствия «Пятерочки» программа, получившая название «Выручай-карта», была переведена на постоянный режим работы. Таким образом, зона покрытия сети программой лояльности достигла 66%. В основе работы «Выручай-карты» лежит механика начисления и списания баллов и предоставление клиентам персональных маркетинговых предложений на основе данных о предпочтениях каждого клиента. Баллы начисляются за покупку всех товаров.
3. Приоритет открытия магазинов в лучших локациях.
Также компания X5 Retail Group планирует сохранить темпы роста торговой сети в течение ближайших двух-трех лет. В настоящее время компания сфокусирована на открытии новых торговых точек с хорошими локациями и трафиком. По итогам 2016 года ритейлер открыл рекордные в своей истории 2167 магазинов суммарной площадью около 1 млн кв.м.
4. Открытие магазинов в формате «Shop&Shop».
Группа компаний «О'Кей», входящая в топ-10 лидирующих компаний на рынке продуктов питания, объявила о начале стратегического партнерства с первым в России off-price ритейлером Familia. «Новая стратегия предусматривает предоставление в аренду части торговой площади стратегическому партнеру без уменьшения ассортиментных позиций в магазине», - отметили в компании. В рамках сотрудничества компании договорились об открытии магазинов Familia на базе действующих гипермаркетов торговой сети «О'Кей». Первые магазины, площадью около 1500 кв.м, будут открыты во второй половине 2017 года в Екатеринбурге и Тюмени.
5. Продуктовые сети выходят в отдаленные регионы.
Компания «Магнит», управляющая крупнейшей в России сетью продуктовых магазинов, готовится к выходу в Новый Уренгой. Ритейлер откроет в городе первые два магазина до конца 2017 года. Одновременно «Магнит» рассматривает возможность запуска в городе собственного гипермаркета. Эксперты считают, что рынок Нового Уренгоя может привлечь и других крупных федеральных игроков. На сегодняшний день в городе работает только сеть «Монетка». В 2016 году рынок покинул развивавшийся здесь по франчайзингу Spar.
6. Открытие пунктов выдачи товаров в продовольственных магазинах.
Торговая сеть "Пятерочка" предоставит свои площади для получения товаров заказанных по интернет. Для этих целей компания установит в своих магазинах постаматы. Размещением оборудования занимается компания TelePort. Специалисты таковой отмечают трудности при продвижении постаматов в городах. Вследствие чего для установки постаматов решено использовать магазины шаговой доступности. Таковых у "Пятерочки" около 9 тыс. Их нахождение по всей территории России позволит существенно расширить и упростить интернет торговлю. В целом же размещение постаматов в розничных магазинах может превратиться в рыночный тренд и дополнительно активизирует торговлю в России.
7. Активная экспансия продовольственной сети.
Компания «Магнит» объявила об открытии юбилейной торговой точки в Московском регионе. 1000-й магазин «Магнит» в формате «у дома» открылся в городе Бронницы, в котором ранее сеть не была представлена. Первый же магазин «у дома» сети «Магнит» был открыт в Московской области в 2002 году. По данным на начало второго квартала 2017 года, под управлением компании находится более 10 700 магазинов «у дома» по всей России. В столичную сеть входит 1000 магазинов «у дома», а также гипермаркеты и около 200 магазинов под брендом «Магнит Косметик».
«Рынок российского ритейла сформировался и основные игроки сейчас экспериментируют с разными новыми форматами и активно внедряют инновации. Клиенты и покупатели стали очень требовательны. Они хотят получать все услуги высокого качества в одном месте. Основные игроки стараются своевременно реагировать на такие запросы и адаптироваться под них.» - прокомментировал данные тенденции Виталий Денисов, управляющий партнёр АРР.